ПАНК-РОК

 

Впервые выражение это (буквально — шпанистый рок) прозвучало в середине 60-х годов, когда США захлестнула волна любительских рок-групп (еще их называ­ли «гаражные группы», поскольку гаражи обычно служили местом репетиции). Группы были сыры, корявы, но весьма энергичны и в отдельных случаях («Лифт на 13 этаж», «Семена», «Блюз Магуз») весьма оригинальны. Панк-рок 60-х го­дов, зафиксированный, в основном, на провинциальных «индиз», не оставил большого следа ни в умах, ни в хит-пара­дах, ибо был накрыт приливной волной контркультуры. В «подпольном» роке но­сителями неотесанных панк-традиций принято считать «МС 5», «Игги и Пугала», «Велвет Андерграунд». Второе пришест­вие панка случилось в середине 70-х. В Нью-Йорке «Реймонз», «Телевижн», «Токинг Хэдс» сформировали новое моло­дежное подполье, противостоящее «обур­жуазившемуся» року. Чуть позже анало­гичная сцена возникла в Лондоне («Секс Пистолз», «Дэмнд», «Клэш»). И именно в Британии, в атмосфере национального скандала, подогреваемого рекламой, панк-рок вышел из подвалов и стал все­общим достоянием. Этот шок (1977) оз­наменовал рождение «новой волны» и открыл дорогу новому поколению рок-музыкантов. По иронии судьбы, пионеры течения, панк-рокеры, были тут же ото­двинуты на задний план.

Объясняется это тем, что панк-рок, при всех его противоречиях, бесспорно явля­ется музыкой абсолютно некоммерче­ской. Практически вся продукция панк-рока и «хардкоур» (буквально «кру­той»— так эту музыку называют в США) выходит на «независимых» фирмах. Круп­ные компании, едва спал скандальный ажиотаж, оценили полную развлекатель­ную непригодность панк-музыки: она слишком проста, слишком быстра и слишком «невкусно» звучит, чтобы ее слушать или под нее танцевать. Действи­тельно, «настоящие» панк-группы мень­ше всего заботятся о чистоте звучания, оригинальности и очень похожи друг на друга. Классическим можно признать за­явление гитариста из «Рэймонз»: «Да, мы знаем всего три аккорда, но это именно те аккорды, что надо». Содержание пе­сен панк-рока всегда «обличительное». При этом существующий порядок вещей может критиковаться как с левых, так и — значительно реже — с правых позиций (течение «Ои», близкое к «Нацио­нальному фронту»). В целом, если для раннего панка был характерен тотальный нигилизм (в духе «наплевательских гим­нов» «Секс Пистолз»), то теперь это тече­ние приобрело едва ли не самую отчетливую в   молодежной   музыке   (если   не считать политической песни, конечно) со­циально-критическую окраску, что выра­жается и в практических действиях («Рок против расизма» и относительно недав­ние серии концертов в фонд бастующих шахтеров Великобритании). Любопытно и то, что панк-рок-хардкоур, уже давно сойдя с авансцены, не проявляет пока признаков исчезновения. Эта экстремист­ская музыка нашла соответствующую ей благодарную аудиторию и имеет негром­кий, но стабильный успех (о чем свиде­тельствуют высокие места в хит-парадах «независимых»).

Первые в нашей стране панк-группы «Пропеллер» и «АУ» появились в самом начале восьмидесятых. Однако по-насто­ящему эта музыка «пошла» лишь в конце десятилетия. О пафосе лучше всего гово­рят названия ведущих групп: «Бомж», «Гражданская оборона», «Народное опол­чение».

 

Hosted by uCoz