ПАНК-РОК Впервые
выражение это (буквально — шпанистый рок) прозвучало в середине 60-х годов,
когда США захлестнула волна любительских рок-групп (еще их называли
«гаражные группы», поскольку гаражи обычно служили местом репетиции). Группы
были сыры, корявы, но весьма энергичны и в отдельных случаях («Лифт на 13
этаж», «Семена», «Блюз Магуз») весьма оригинальны. Панк-рок 60-х годов,
зафиксированный, в основном, на провинциальных «индиз», не оставил большого
следа ни в умах, ни в хит-парадах, ибо был накрыт приливной волной
контркультуры. В «подпольном» роке носителями неотесанных панк-традиций
принято считать «МС 5», «Игги и Пугала», «Велвет Андерграунд». Второе пришествие
панка случилось в середине 70-х. В Нью-Йорке «Реймонз», «Телевижн», «Токинг
Хэдс» сформировали новое молодежное подполье, противостоящее «обуржуазившемуся»
року. Чуть позже аналогичная сцена возникла в Лондоне («Секс Пистолз», «Дэмнд», «Клэш»). И именно в Британии, в атмосфере
национального скандала, подогреваемого рекламой, панк-рок вышел из подвалов и
стал всеобщим достоянием. Этот шок (1977) ознаменовал рождение «новой
волны» и открыл дорогу новому поколению рок-музыкантов. По иронии судьбы,
пионеры течения, панк-рокеры, были тут же отодвинуты на задний план. Объясняется
это тем, что панк-рок, при всех его противоречиях, бесспорно является
музыкой абсолютно некоммерческой. Практически вся продукция панк-рока и
«хардкоур» (буквально «крутой»— так эту музыку называют в США) выходит на
«независимых» фирмах. Крупные компании, едва спал скандальный ажиотаж,
оценили полную развлекательную непригодность панк-музыки: она слишком
проста, слишком быстра и слишком «невкусно» звучит, чтобы ее слушать или под
нее танцевать. Действительно, «настоящие» панк-группы меньше всего
заботятся о чистоте звучания, оригинальности и очень похожи друг на друга.
Классическим можно признать заявление гитариста из «Рэймонз»: «Да, мы знаем
всего три аккорда, но это именно те аккорды, что надо». Содержание песен
панк-рока всегда «обличительное». При этом существующий порядок вещей может
критиковаться как с левых, так и — значительно реже — с правых позиций
(течение «Ои», близкое к «Национальному фронту»). В целом, если для раннего
панка был характерен тотальный нигилизм (в духе «наплевательских гимнов»
«Секс Пистолз»), то теперь это течение приобрело едва ли не самую отчетливую
в молодежной музыке
(если не считать политической песни, конечно) социально-критическую
окраску, что выражается и в практических действиях («Рок против расизма» и
относительно недавние серии концертов в фонд бастующих шахтеров
Великобритании). Любопытно и то, что панк-рок-хардкоур, уже давно сойдя с
авансцены, не проявляет пока признаков исчезновения. Эта экстремистская
музыка нашла соответствующую ей благодарную аудиторию и имеет негромкий, но
стабильный успех (о чем свидетельствуют высокие места в хит-парадах
«независимых»). Первые в нашей стране панк-группы «Пропеллер» и «АУ» появились в самом начале восьмидесятых. Однако по-настоящему эта музыка «пошла» лишь в конце десятилетия. О пафосе лучше всего говорят названия ведущих групп: «Бомж», «Гражданская оборона», «Народное ополчение». |